12:26 

Русофобного анализа сказки пост

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Поделюсь с вам впечатлениями от одной польской сказки, которая и недавно прочитанного сборника запала мне больше остальных. Называется она "Из крестьянина - король", была записана в XIX веке Юзефом Крашевским. Она очень похожа на поморскую сказку, записанную Борисом Шергиным, которую в 1979 году нарисовали и сделали добрым, всенародно любимым мультиком "Волшебное кольцо".



Поскольку сказки являются литературно по-разному обработанными вариантами одного и того же текста, сравнивать их интересно именно как литературные, а не фольклорные произведения. Поражает то, насколько у этих двух сказок-близнецов разные протагонисты и рассказчики.

В русской сказки главный герой Ванька -- ленивый, но добрый бедняк, который живет с мамой. Обращу внимание, что мама постоянно занята делом, а Ваня ни за какой работой в жизни замечен не был, и сюжет начинается с того, то он решает продать шапку, чтобы купить "маме пряников на аменины". Польский герой Гавел тоже вначале совершенно несамостоятелен. Он растет в полной семье с большим количеством братьев, от которых неизменно получает на орехи из-за пониженной агрессивности. Начинается история с того, что, оставшись дома один, он отдает несколько ценных вещей нищему. Отец выгоняет его из дома, а мать дает ему с собой немного денег. На эти деньги он покупает тех же самых собаку и кошечку, которых Ваня выменивает на предметы гардероба. Змея в польском варианте не фигурирует, а волшебное кольцо, исполняющее желание, ни с того ни с сего находит собачка Гавела.

Заполучив по волшебному кольцу, в первую очередь и русский, и польский герои удовлетворяют свои самые элементарные, базовые потребности: наедаются и принаряжаются. Дальше начинается самое интересное. Какая потребность идет следующей у Ваньки? Жениться, причем на "анпираторской дочери", то есть поправить сексуальный и социальный статусы. А у Гавела? Вы не поверите, посмотреть мир. Он хочет развиваться и помогать другим. Наевшись и отоспавшись, он отправляется в город, где узнает, что его страна находится в состоянии войны с неким могущественным соседом. В то время, как Ванька развлекается строительством хрустального моста (благодаря которому новостникам теперь есть чем иллюстрировать новости о проекте века на Тузлинской косе), Гавел достает из воздуха магическое войско и разбивает вежливых зеленых человечков супостата. После этого королевскую дочку в жены он получает автоматически, нисколько на то не претендуя, и вскоре становится королем.

У Ваньки основная проблема -- в том, что он не нравится своей жене, и она похищает кольцо. К слову, у Шергина император -- фигура очень условная. По сути это богатый крестьянин, который, конечно, свысока смотрит на мать-одиночку и ее великовозрастного остолопа, но хорошо знает их по имени и готов видеть в них равных себе. В польской сказке король и королевна пускай и носят смешные лубочные имена, но их статус -- гораздо больше похож на настоящий. Они живут где-то бесконечно далеко от родительского дома Гавела, уж точно не на расстоянии стеклянного моста, и окружены царедворцами. Проблема Гавела -- в том, что аристократия его не принимает и настраивает против него жену, которой он очень нравится, но она еще не привыкла к нему и относится с опаской, ведь он ничего не рассказывает о своем происхождении. Гавел оказывается низложен и заточен на острове, а вежливые человечки, прознав, что в королевстве изменилась политическая ситуация, снова начали наползать. На помощь и Ваньке, и Гавелу приходят собачка и кошечка, и вот -- волшебный статус-кво восстановлен.

Какова же счастливая развязка? Ванька отвергает вероломную цесаревну и живет дальше в своей деревне жирным кулаком, взяв за себя уже другую, "хорошую" девушку. А Гавел прощает королеву, прощает ненадежное окружение (во всяком случае, нигде не говорится, что он для острастки распилил несколько человек ржавой пилой, хотя, на мой взгляд, следовало бы этим заняться) и правит дальше, проводя социально ориентированную внутреннюю политику. Жену он наказывает только одним способом: знакомит с родителями и признается, то на самом деле он крестьянин. Но после всего произошедшего социальный расизм в данном отдельно взятом волшебном королевстве, похоже, изжит навсегда, и это уже никого не печалит.

Я думаю, вы понимаете, в чем разница между Ваней и Гавелом. Ваня -- товарищ добрый, но настолько недоразвитый, ограниченный, что в итоге, по большому счету -- и злой. Гавел -- идеальный рыцарь и идеальный правитель. Он не просто добрый -- он святой. Ванька даже с безграничной властью остается крестьянином в "пинжаке", у которого фантазии хватает только на "более лучшую" избу. Сам он немного меняется, но в худшую сторону: задирает нос и с удовольствием помыкает другими. Гавел, получив власть, словно резко взрослеет, хотя и не изменяет себе, и полностью преобразует мир вокруг себя. Мораль русской сказки -- "всяк сверчок знай свой шесток". Мораль польской -- "будь святым, тогда ты сможешь изменить жизнь и мир".

Можно возразить, что в русской сказке "больше реализму". Поморский крестьянин не пытался сочинять о том, чего не понимал, и у него получился забавный император в лаптях при царстве, умещающемся в околице. Польская сказка у любителя "правды жизни" вызовет массу вопросов: откуда у главного героя взялись политические и полководческие таланты, почему он не развалил королевство в первые месяцы правления, ведь топ-менеджмент -- дюже трудный предмет, которому надо учиться с рождения и долгие годы. Да, Гавел -- романтический герой, а учитывая интересы его создателя -- социал-романтический. Но давайте подумаем -- к чему соглашаться на меньшее? В волшебной сказке мы рассказываем, какую планку мы себе задаем. И обратите внимание, в каких городах, в каких домах живет народ, рассказывающий нереалистиеские сказки о "крестьянине-короле", а потом вспомните, как сейчас выглядит Архангельск.

@темы: current book

URL
Комментарии
2016-09-14 в 23:23 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Локи 7281, Мне сделать вид, что я не заметил вашего пренебрежительного "так и быть"?
А о том, какой процент нынешних русских действительно хорошо знает свой язык - я тоже промолчу.


которую даже русской народной назвать можно с натяжкой

А какая она? Китайская народная? Монгольская? Бушменская? Поморы - вообще-то один из русских субэтносов.

Не удивлюсь, если рассказчик в Польше не жил и не работал. Как и в Архангельске.

Я был в Польше много раз - правда, не работал, а выступал. В Архангельске живет моя знакомая. Спасибо уж, свое мнение я составил. Или вы грешным делом верите, что в Архангельске может быть лучше, чем в любом польском городе или даже селе?

2016-09-14 в 23:42 

Локи 7281
Давай попробуем так: ты пожмёшь мне руку или я вырву тебе сердце
Erich_F, не все украинцы даже говорят по-украински.
И украинцы тоже до определенных политических событий были частично русском субэтносом, а частично польским.

2016-09-14 в 23:52 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Локи 7281, Не были ни тем, ни тем. То, что территория Украины одно время входила в состав другого государства, еще ничего не значит. Иначе и поляков можно было бы признать на том же основании русским и немецким субэтносом. А русских - монгольским субэтносом.

не все украинцы даже говорят по-украински.

В Ирландии была та же проблема, после английского владычества. Ничего, сейчас там большинство билингвы. Вопрос времени.

2016-09-15 в 00:21 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Вопрос времени.
Это вряд ли.

2016-09-15 в 00:43 

Natann
были частично русском субэтносом, а частично польским
ну и бред :facepalm3:

2016-09-15 в 00:45 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Erich_F, да что вы им пытаетесь объяснить? некоторым людям трудно представить, як можна з дитинства розмовляти на двох мовах))

2016-09-15 в 00:48 

ten-nil
Forever in love, were you ever in love?
Erich_F, Я был в Польше много раз - правда, не работал, а выступал.
а как будет по-польски "на Украине" или "в Украине"?

2016-09-15 в 00:56 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
Vassa07, можно. Но вокруг себя я этого не слышу.

2016-09-15 в 00:58 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
ну тут можно только посочувствовать :pity:

2016-09-15 в 01:08 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
ну тут можно только посочувствовать
Зачем? Меня русскоязычные украинцы полностью устраивают.

2016-09-15 в 01:48 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
отож, якраз про це вище й було сказано :-D

2016-09-15 в 02:38 

Виктория Инферно
Так вы, стало быть, извращенец?|I'm not a woman, I'm not a man, I am something that you'll never understand.
больше смайлов, плиз.
я-то мову понимаю, даже если это карафи, фiлiжанки и фiранки.
а уж на каком языке говорить - личное дело каждого.

2016-09-15 в 02:57 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
больше смайлов, плиз
хватит и одного, зачем вам больше?
на каком говорить - конечно личное дело, разве с этим кто-то спорит? Но не знать языка страны, в которой живешь и не уметь на нем разговаривать - стыдно. Возможно, вы меня просто не поняли, бывает.

2016-09-15 в 08:59 

jams
Vassa07, лучше не пытаться что-то объяснять, киселева с соловьевым переплюнуть сложно... и помни что для них тот кто знает один язык это интернационалист, а тот кто два и больше это националист.
лучше просто подождать, будет либо северная корея-2, либо угаснет таки, когда нибудь, имперский шовинизм

2016-09-15 в 09:33 

Yami no Serena
Просто циничный романтик.
Народ, вы забываете одну простую вещь: когда делался этот мульт. Ответ: в советское время. Тогда, когда роль императорского правления всегда принижалась. В Советском Союзе велась политика воспитания детей, которая учила бы их, что все равны, хорошо быть простым рабочим, а цари были ленивыми людьми, которые жили на халяву. Так что тут дело вовсе не в Иванушке, он использован только как инструмент доведения до зрителя основного смысла.

2016-09-15 в 09:35 

Sidnere
Ни для славы - для забавы...
Автор польской сказки случайно приоткрыл специфику польского мировосприятия, которая обычно скрыта от посторонних да и среди своих поднимается редко, сквозь стиснутые зубы. Но, если будут время - притащу польских статеек на эту тему. Суть - в лютом, прямо-таки небывалом презрении элиты к своему обществу, широким массам и (!) согласии общества с этой оценкой.

Корни этого явления растут еще из средневековой Речи Посполитой, отличавшейся на фоне других тогдашних государств, самой зверской в Европе формой крепостничества и самым большим разрывом между соц.стратами. Причем, сократить это расстояние было НЕЛЬЗЯ, можно было столько состряпать себе удостоверение, что ты - шляхтич. а потому сапоги об тебя вытирать никак не можно. Сказка собственно описывает эту вековечную мечту польского забитого трудяги.
Бунт Хмельницкого изначально тоже ведь не предполагал никакого сепаратизма, а желал лишь подъема казаков по соц.лестнице - но в таком шовинистическом государстве, как РП было невозможно. Но даже без казаков Польша-Литва к концу 18 века отрастили себе самый большой процент знати от общества - 8-10% - при среднем европоказателе в 1,5-2%. Офигевшая от такого числа дармоедов-налогонеплательщиков Россия попросила предъявить удостоверения на дворянство (у многих ведь шляхтичей не было ничего, кроме сабли), чем собственно и вызваны были последующие польские шляхетские бунты.

В Польше элита и народ (включая население городов) де-факто воспринимались как два разных этноса, а не один (благо, как я уже писала - знати было очень много и они вполне могли замкнуться в своем кругу). Вплоть до Разделов польская элита воображала себя не славянами, а лихими и воинственными сарматами, которые правят быдло-славянами ("сарматизм" до сих пор входит в словарь специфического польского полит.лексикона да и с исторически-культурной точки зрения явление занятное).

Поэтому какой-либо привязанности о отношению к своей элите народ не имел - поэтому не мог породить из себя ни Минина (чернокостного мужика, отстаивающего родину и не просто рядового, а организатора и лидера), ни даже более-менее внятного бунта (бунтовали крестьяне/казаки украинцы, белорусы, литовцы, русские, но вот коренной польский крестьянин - по словам польских же историков - был забит настолько, что не смел лишний раз пикнуть). Это объясняет практически полное безразличие польского простолюдина к Разделам - раз ими правят какие-то сарматы, то чем пруссаки, австрийцы и русские будут хуже? Там и там не свои. Все известные польские восстания поднимала обиженная шляхта - последнее было во многом вызвано отменой в РИ крепостного права, отчего многие паны тут же взбрыкнули "пошто царь у нас двуногую скотинку отбирает?!!"

Еще пара следствий из такого положения вещей - отсутствие в Польше революции и самостоятельного устранения идеи социального неравенства. (!) Внутри себя это очень кастовое и аристократическое общество - даже сейчас при отсутствии сословий.

Все телодвижения там были направлены строго на борьбу с Россией, но вот устранять сословия и давать права быдлу, равнять их с панами?! Да ни в жисть. В итоге средневековые рамки пришлось ломать после 1945 года понаехавшим коммунистам и де-факто насильно лепить из феодализма общество современного типа, лепить польскую нацию. Этот процесс, когда он и внутренне обусловлен (как в Англии, Франции, России) - не подарочек, а уж когда такие вещи делает кто-то посторонний и "нежно любимый"... Неприятно вспоминать, что своими правами ты обязан не своей борьбе, а кому-то понаехавшему с Востока, которых при этом бывшие господа терпеть не могут. И правильно делают - чето-то эти русские не выглядят красиво, ведь красивая внешность ценнее внутреннего содержания! Как можно воевать в не эстетической форме?!

Исходя из таких посылок - ненависти к народным массам, на которых к тому же лежит клеймо несопротивления "рузке оккупант" - сейчас в Польше большая часть населения дружно забыла про свое истинное "рабоче-крестьянское происхождение" и убеждает себя и других, что происходит из древнего шляхетского рода. И РАЗУМЕЕТСЯ всячески пытается втереться в круг потомков реальной знати и ей подражать. Для них просто немыслима идея, что хороший человек может быть крестьянином или обычным работником, причем счастливым на своем месте, а потому не желающими подражать элитке и пытаться в нее втереться! Для них ведь и крестьяне и простые работники - недочеловеки, которых кнутовищем гонять нужно. Ведь иной формы отношений между верхами и низами они исторически не знали.

А второе следствие - крайне бедный на фоне других народов фольклор. Польской элите - образованному слою - творчество своего народа было в лучшем случае неинтересно, в худшем - ненавистно. В итоге польская культура - это де-факто только культура знати разной степени упрощенности.

Вот такие пирожки... Сказки, действительно, могут сказать о многом. ;)

2016-09-15 в 10:29 

Yami no Serena
Просто циничный романтик.
Sidnere, о как! И вот это значит "С какой стороны посмотреть")))) После исторической справки польский фольклор уже не кажется таким превозмогающим над русским, верно?))) Где русские сказки учат, что дело вовсе не в том, какое положение занимает человек, и что дело в самом человеке, что можно быть обычным крестьянином и при этом хорошим и благородным человеком, польский фольклор учит, что счастлив может быть только тот человек, который занимает видное положениев обществе

2016-09-15 в 10:41 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Yami no Serena, уж наполнять социальным содержанием, так до конца. Где классовая борьба? Где изменение положения широких масс?

Sidnere, о, а вот вам хотя бы выдали методичку по истории сабжа. Жалко, что в ней не написали, чем отличаются сарматы и сатрапы :gigi:
А теперь слушайте, как было на самом деле. Обычное для феодализма крутое социальное расслоение, естественно, существовало в Польше. Правда, до рабства и владения собственными соотечественниками как неодушевленными предметами дело не дошло, а также существовал весьма многочисленный "средний класс" горожан. Борьба за демократические права в Польше, как и во всей Европе, естественно, существовала, и бунт Богдана Хмельницкого, имея крайне сложную этническую структуру, был ее частью.

Я понимаю, что сутью вашего комментария является попытка оправдать позорное участие России в разделе Польши, как и насильственное включение страны в "соцлагерь" тем, что Россия привнесла во внутриполитическое устройство Польши что-то прогрессивное. Хотелось бы и мне в это верить, но, к сожалению, вы всех дезинформировали: первые демократические выборы президента в Польше прошли на много десятилетий раньше, чем в России. Считать же "устранением феодализма" насильственную люмпенизацию населения по образцу "социальных процессов" в СССР нельзя. Идите попросите себе методичку получше))

URL
2016-09-15 в 12:34 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Sidnere, Ну и бред же вы несете, уж простите. Как человек, не чуждый польского происхождения (и польской истории), могу опровергнуть все пункты. Особенно по части наличия или отсутствия патриотизма у простого польского населения.

А совковое ломание сословий ни к чему хорошему не привело. Ни в самом совке, ни в тех странах, кого это коснулось.

2016-09-15 в 12:40 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
К слову, насчет Богдана Хмельницкого и связанной с ним истории. В те времена было нормой заключать временные военные союзы с кем-либо против кого-либо. С Польшей против турок, с турками и татарами - против Московии, с Московией против той же Польши и т.д. Переяславская Рада 1654 года была по сути заключением такого же военного союза (у Хмельницкого были личные разборки с некоторыми польскими панами, своими силами справиться не удавалось). Это НЕ БЫЛО подчинение гетманской Украины тогдашней Московии! Это НЕ БЫЛО "воссоединение!" Всего лишь временный военный союз. Но московский царь использовал это дело по-своему... Чему казаки сильно удивились и засопротивлялись, но сопротивление было подавлено.

2016-09-15 в 13:53 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
до рабства и владения собственными соотечественниками как неодушевленными предметами дело не дошло
Да? Т.е. Петрковский статут - выдумка, как и артикулы 3-го Литовского? И "право меча" в отношении холопов не существовало? И крестьян в Речи Посполитой не продавали и не дарили?

существовал весьма многочисленный "средний класс" горожан
Средний класс в феодальном обществе - это сильно. И может поясните, какими такими правами обладали горожане Речи Посполитой, чтобы их можно было отличить от горожан Московского Государства. Желательно по состоянию на XVII или XVIII век, чтобы лакун в правовом поле было поменьше.

2016-09-15 в 13:59 

Тигрополосный тамплиер
Средний класс в феодальном обществе - это сильно. И может поясните, какими такими правами обладали горожане Речи Посполитой, чтобы их можно было отличить от горожан Московского Государства. Желательно по состоянию на XVII или XVIII век, чтобы лакун в правовом поле было поменьше.
Расскажите кто-нибудь человеку о Магдебургском праве, пжлст

2016-09-15 в 14:09 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Тигрополосный тамплиер, Расскажите кто-нибудь человеку о Магдебургском праве, пжлст
Расскажите о Магдебургском праве в юридиках, люзным, крепостным горожанам. Вспомните про имущественный ценз, цеховое право.

2016-09-15 в 14:21 

Шкипер Кхе
"Это, разумеется, совершенно не моё дело, и никак меня не касается. Но если бы меня все же спросили, то я бы ответил..."(С)
Helene203, не на основании сказки, а на основании одного мультфильма. :cool:

2016-09-15 в 14:32 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
будет либо северная корея-2
мне б этого совсем не хотелось. Слишком близко

2016-09-15 в 14:33 

Тигрополосный тамплиер
Расскажите о Магдебургском праве в юридиках, люзным, крепостным горожанам. Вспомните про имущественный ценз, цеховое право.
Юридики - это не города, пригороды. Находящиеся в частной собственности, к тому же. Каким боком они к предмету разговора?
Люзные крепостными не были. Не имеющие недвижимости наемные рабочие, выплачивающие налоги, хм.... сдается мне, сейчас большая часть населения так и живет? Далеко не у всех есть своя недвижимость, а еще у большего числа людей- есть, но не там, где они живут. И что, катастрофа?
Крепостные горожане назывались таковыми только потому, что жили в городе. Мы же говорим о "среднем классе" - свободных горожанах, мещанах, если хотите, а крепостные к ним никакого отношения не имели - и кстати, у них, в отличие от прочих, была возможность попросту отплачиваться от помещика баблом. Те же налоги.
Про имущественный ценз вообще смешно, если я правильно поняла, к чему он был упомянут. Он и сейчас есть, причем везде.
Дальше?

2016-09-15 в 14:35 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Flanker-N, Давайте-ка посмотрим условия прикрепления крестьян к земле по Пётрковскому статуту (кстати, хуево не знать, в чем разница между этим печальным феодальным институтом и полным личным наследственным рабством, де факто существовавшим в России до второй половины XIX века). Вот нетрудный пересказ. Что же мы видим? Даже в условиях прикрепления к земле право перехода возмутительно ограничили, но не отменили. А вот полная отмена всех этих феодальных штучек в герцогстве Варшавском произошла уже в 1807 году.

Что касается третьего сословия -- несколько советов на будущее: заучите наизусть, какое смысловое наполнение в русском языке несут кавычки, а также внимательно читайте тезис, которому возражаете, чтобы не сказать глупость, как это сейчас с вами, к сожалению, случилось.

URL
2016-09-15 в 14:38 

Бонанза
-настроение поднять? -пусть валяется!
измерение, насколько в процентах русские тупее и ленивее тех или иных народностей, в мои планы и не входит.
:hlop::hlop::hlop:
:laugh::laugh::laugh:

2016-09-15 в 15:01 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Sidnere, спасибо))) Отличная иллюстрация полной глупости утверждения выше -украинцы тоже до определенных политических событий были частично русском субэтносом, а частично польским..

2016-09-15 в 15:27 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Россия привнесла во внутриполитическое устройство Польши что-то прогрессивное.
Шо, все лавры Англии и др. в просвещении туземцев им покоя не дают)))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

fashion jungle

главная