12:26 

Русофобного анализа сказки пост

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Поделюсь с вам впечатлениями от одной польской сказки, которая и недавно прочитанного сборника запала мне больше остальных. Называется она "Из крестьянина - король", была записана в XIX веке Юзефом Крашевским. Она очень похожа на поморскую сказку, записанную Борисом Шергиным, которую в 1979 году нарисовали и сделали добрым, всенародно любимым мультиком "Волшебное кольцо".



Поскольку сказки являются литературно по-разному обработанными вариантами одного и того же текста, сравнивать их интересно именно как литературные, а не фольклорные произведения. Поражает то, насколько у этих двух сказок-близнецов разные протагонисты и рассказчики.

В русской сказки главный герой Ванька -- ленивый, но добрый бедняк, который живет с мамой. Обращу внимание, что мама постоянно занята делом, а Ваня ни за какой работой в жизни замечен не был, и сюжет начинается с того, то он решает продать шапку, чтобы купить "маме пряников на аменины". Польский герой Гавел тоже вначале совершенно несамостоятелен. Он растет в полной семье с большим количеством братьев, от которых неизменно получает на орехи из-за пониженной агрессивности. Начинается история с того, что, оставшись дома один, он отдает несколько ценных вещей нищему. Отец выгоняет его из дома, а мать дает ему с собой немного денег. На эти деньги он покупает тех же самых собаку и кошечку, которых Ваня выменивает на предметы гардероба. Змея в польском варианте не фигурирует, а волшебное кольцо, исполняющее желание, ни с того ни с сего находит собачка Гавела.

Заполучив по волшебному кольцу, в первую очередь и русский, и польский герои удовлетворяют свои самые элементарные, базовые потребности: наедаются и принаряжаются. Дальше начинается самое интересное. Какая потребность идет следующей у Ваньки? Жениться, причем на "анпираторской дочери", то есть поправить сексуальный и социальный статусы. А у Гавела? Вы не поверите, посмотреть мир. Он хочет развиваться и помогать другим. Наевшись и отоспавшись, он отправляется в город, где узнает, что его страна находится в состоянии войны с неким могущественным соседом. В то время, как Ванька развлекается строительством хрустального моста (благодаря которому новостникам теперь есть чем иллюстрировать новости о проекте века на Тузлинской косе), Гавел достает из воздуха магическое войско и разбивает вежливых зеленых человечков супостата. После этого королевскую дочку в жены он получает автоматически, нисколько на то не претендуя, и вскоре становится королем.

У Ваньки основная проблема -- в том, что он не нравится своей жене, и она похищает кольцо. К слову, у Шергина император -- фигура очень условная. По сути это богатый крестьянин, который, конечно, свысока смотрит на мать-одиночку и ее великовозрастного остолопа, но хорошо знает их по имени и готов видеть в них равных себе. В польской сказке король и королевна пускай и носят смешные лубочные имена, но их статус -- гораздо больше похож на настоящий. Они живут где-то бесконечно далеко от родительского дома Гавела, уж точно не на расстоянии стеклянного моста, и окружены царедворцами. Проблема Гавела -- в том, что аристократия его не принимает и настраивает против него жену, которой он очень нравится, но она еще не привыкла к нему и относится с опаской, ведь он ничего не рассказывает о своем происхождении. Гавел оказывается низложен и заточен на острове, а вежливые человечки, прознав, что в королевстве изменилась политическая ситуация, снова начали наползать. На помощь и Ваньке, и Гавелу приходят собачка и кошечка, и вот -- волшебный статус-кво восстановлен.

Какова же счастливая развязка? Ванька отвергает вероломную цесаревну и живет дальше в своей деревне жирным кулаком, взяв за себя уже другую, "хорошую" девушку. А Гавел прощает королеву, прощает ненадежное окружение (во всяком случае, нигде не говорится, что он для острастки распилил несколько человек ржавой пилой, хотя, на мой взгляд, следовало бы этим заняться) и правит дальше, проводя социально ориентированную внутреннюю политику. Жену он наказывает только одним способом: знакомит с родителями и признается, то на самом деле он крестьянин. Но после всего произошедшего социальный расизм в данном отдельно взятом волшебном королевстве, похоже, изжит навсегда, и это уже никого не печалит.

Я думаю, вы понимаете, в чем разница между Ваней и Гавелом. Ваня -- товарищ добрый, но настолько недоразвитый, ограниченный, что в итоге, по большому счету -- и злой. Гавел -- идеальный рыцарь и идеальный правитель. Он не просто добрый -- он святой. Ванька даже с безграничной властью остается крестьянином в "пинжаке", у которого фантазии хватает только на "более лучшую" избу. Сам он немного меняется, но в худшую сторону: задирает нос и с удовольствием помыкает другими. Гавел, получив власть, словно резко взрослеет, хотя и не изменяет себе, и полностью преобразует мир вокруг себя. Мораль русской сказки -- "всяк сверчок знай свой шесток". Мораль польской -- "будь святым, тогда ты сможешь изменить жизнь и мир".

Можно возразить, что в русской сказке "больше реализму". Поморский крестьянин не пытался сочинять о том, чего не понимал, и у него получился забавный император в лаптях при царстве, умещающемся в околице. Польская сказка у любителя "правды жизни" вызовет массу вопросов: откуда у главного героя взялись политические и полководческие таланты, почему он не развалил королевство в первые месяцы правления, ведь топ-менеджмент -- дюже трудный предмет, которому надо учиться с рождения и долгие годы. Да, Гавел -- романтический герой, а учитывая интересы его создателя -- социал-романтический. Но давайте подумаем -- к чему соглашаться на меньшее? В волшебной сказке мы рассказываем, какую планку мы себе задаем. И обратите внимание, в каких городах, в каких домах живет народ, рассказывающий нереалистиеские сказки о "крестьянине-короле", а потом вспомните, как сейчас выглядит Архангельск.

@темы: current book

URL
Комментарии
2016-09-15 в 15:32 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Vassa07, Ну, человек не соображает, видимо, в чем разница между нацией как этносом и нацией как государствообразующим элементом. Вон у евреев долгое время не было государства - что, они теперь не отдельный этнос, а чем-то там субэтнос? У цыган государства не было и нет в принципе - что, они теперь не отдельный народ? А еще человек не знает, что какое-либо существующее государство может попасть в чужое подчинение и перестать существовать на время (что и случилось в свое время с Украиной) - но это не значит, что государствообразующая нация превращается в субэтнос государства, ее подчинившего.

2016-09-15 в 15:39 

Finns
God creates food, the devil creates the seasoning (с) Sanji
Vassa07,
да какие там лавры? Эти англики все делали, чтобы золото на гребни менять удобнее было

2016-09-15 в 15:40 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Поскольку у отдельных господ русофилов начали сдавать нервы, включаю банхамер. Совсем тупые отправляются в бан сразу, более-менее грамотный Flanker-N может повторить здесь свои построения, но без хамства в адрес оппонентов: хамить здесь могу только я :)

URL
2016-09-15 в 15:51 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Erich_F, да я смотрю, тут многие жертвы ЕГЭ
русофилов - это заимствование хотя бы употребляется согласно значению. А от «русофобов» я постоянно ржу))

Finns, убицца веником, вона как, и даже не стыдно таким нехорошим англичанам подражать :facepalm3:

2016-09-15 в 15:59 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Vassa07, Так это не единственный пример подобного употребления. Хотя при чем тут "фобия", т.е. страх? Нет никакого страха, есть совсем другое.

2016-09-15 в 16:03 

woldemar von goblinus
Левое крыло правого анархизма. Чайная партия №0
А чего комментарии трём? Я было собрался поговорить об анализе текстов, происхождении двух сравниваемых сказок...
Нешта я одним своим видом такие страдания причиняю?

2016-09-15 в 16:07 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
woldemar von goblinus, я уже поговорил о сравнении русского и польского крепостничества...

2016-09-15 в 16:09 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Flanker-N, woldemar von goblinus, комон, тренируйте коммуникативные навыки, пробуйте использовать вежливость, и вас выслушают!

URL
2016-09-15 в 21:59 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Erich_F, вот я потому и ржу. Никто не боится русских, какие фобии))).

2016-09-15 в 22:08 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
как будет по-польски "на Украине" или "в Украине"?
na Kresach Wschodnich

до рабства и владения собственными соотечественниками как неодушевленными предметами дело не дошло
В Польше нормы крепостного права, начинавшие складываться уже с середины XIV века, вошли в Пётрковский статут 1496 года.

По Пётрковскому статуту, правом выхода мог воспользоваться только один владелец крестьянского надела в деревне, а из его семьи - только один сын. С 1503 крестьянин может выйти только с разрешения господина - это фактически год введения крепостного права в Польше. Крестьяне откликаются участившимися побегами в Пруссию и на Русь, где начинается своя "реконкиста" - возвращение русских земель под власть московских рюриковичей.

Сеймы 1510, 1519 и 1520 гг. воспрещают переход крестьян, требуют выдачи беглых крестьян, определяют вознаграждение за их возвращение. В 1519 и 1520 вводится общеобязательная барщина (за исключением королевских имений), с 1538 крестьянам запрещено уходить в города, в 1543 полностью отменен крестьянский переход.

Крепостное право распространялось на основную массу крестьян. Оно предполагало многодневную (до 5-6 дней в неделю) барщину, лишение крестьян большинства владельческих, гражданских и личных прав, сопровождалось сокращением крестьянской запашки или даже обезземелением части крестьян и превращением их в бесправных холопов или временных владельцев земли.

Многие господа отнимают наделы у своих крестьян и выдают им за постоянную работу на барщине "месячину", своего рода концлагерную пайку. Невыход на работу, как и в концлагере, карается смертью. Шляхта постоянно расширяла права вотчинного суда и дошла до полной власти над жизнью своих крестьян: по приказу пана крестьянина могли замучить, повесить, зарезать, грабить, избивать... Налеты шляхты на соседние имения были обычным делом.

Характерной особенностью польского хозяйства, начиная с 15 века, стало господство барщинно-крепостнической системы. Господское хозяйство, основанное на барщинном труде, ориентировалось на производство товарного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов для внешнего рынка. На рубеже 15 и 16 веков закрепощение польско-литовских крестьян шло быстрыми темпами.

Польская экономика постепенно приобрела характер сырьевого сельскохозяйственного придатка европейского рынка - это требовало постоянных захватов земель и крепостных на востоке.

Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, которая еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Таким образом юридически было закреплено крепостное право.

С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог как всю семью, так и отдельных членов семьи. Осуществление реформы привело к отмене общинного землепользования подворным без права владения.

В 1569, в результате Люблинской унии, те русские земли, которые находились в составе Литвы были переданы польской короне - Волынь, Подлясье, Гродненщина, Киевщина, остаток Подолии, чернигово-северские земли.

Польско-литовский король самовольно именовал себя князем русским, а его подданным предписывалось называть всех русских, живущих к востоку от Польши и Литвы, только москалями, московитами, москвой, как угодно, только не русскими.

Соединение последовало явно в ущерб Литве, затем начнется настоящий крестовый поход на православие, которое силой приведут к унии с католичеством в 1596 году.

2016-09-15 в 22:16 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
И, наконец, к нам пришел человек, из последних сил продемонстрировавший способность гуглить! Встретим его аплодисментами.

Среди предоставленного нагромождения выдержек из википедии можно найти несколько не соответствующих истине фактов, но объяснять рабу божию, где и как он облажался, я уже не буду, в первую очередь потому что от темы начального текста оно отошло в необъяснимую даль. Оставим здесь этот монументальный копролит)))

URL
2016-09-15 в 22:20 

Бонанза
-настроение поднять? -пусть валяется!
krevolaz, спасибо,интересно

2016-09-15 в 22:28 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Польско-литовский король самовольно именовал себя князем русским, а его подданным предписывалось называть всех русских, живущих к востоку от Польши и Литвы, только москалями, московитами, москвой, как угодно, только не русскими.

Так они и были московитами! А русами в то время именовались украинцы. Не надо смешивать две нации.

Насчет восточной схизмы я вообще много чего могу сказать... равно как и о том, как эти самые православные преследовали католиков на захваченных у Украины и Польши землях. Но не буду.

2016-09-15 в 22:45 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
пришел человек, из последних сил продемонстрировавший способность гуглить!
То есть утверждение "В Польше не было крепостного права" автоматически снимается с повестки дня при появлении на горизонте человека, способного гуглить?

2016-09-15 в 22:51 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
самовольно именовал себя князем русским
Цікаво)) один стверджує, що поляки руських ненавиділи, другий - що бажали ними бути. Домовилися б вже якось на щось одне.
те русские земли Волынь, Подлясье, Гродненщина, Киевщина, остаток Подолии, чернигово-северские земли.
Шо-шо-шо? знов бажання захопити у свою погану пельку весь світ? або пан просто літери які забув, які не дописав й мав на увазі русинські?

2016-09-15 в 22:59 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
Переяславская Рада 1654 года была по сути заключением такого же военного союза
Временный военный союз между легитимным монархом и бунтовщиком из соседнего государства? Вы Мартовские статьи когда в последний раз читали? А про Вторую и Третью Переяславские Рады слышали?

«Божиею Милостию Великий Государь Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России Самодержец, и многих Государств Государю и Обладателю, Твоему Царскому Величеству.

Мы, Богдан Хмельницкий, Гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь мир Христианский Российский до лица земли челом бъем.

Обрадовася вельми с пожалования великого и милости неисчетной Твоего Царского Величества, которую нам изволил Твое Царское Величество показать, много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки. Только просим вельми, яко и в грамоте просили есьмы, изволь нам, Твое Царское Величество, в том во всем пожалование и милость свою Царскую указати, о чем посланники наши от нас Твоему Царскому Величеству будут челом бить».

они и были московитами! А русами в то время именовались украинцы. Не надо смешивать две нации
А можно поподробней узнать о нации "московиты"? Вот Юрий Долгорукий - он уже московит или еще нет? А Дмитрий Донской или Иван Калита? Иван Третий или Иван Грозный - они кто?

2016-09-15 в 23:06 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Ууу, гуглить наш хлопчатоголовый друг научился, а читать -- нет.

krevolaz, чувак, я тебя пока не забаню специально, чтобы ты поискал и нашел где-нибудь в треде утверждение, с которым пришел спорить. Утром проверю и посмеюсь. Подсказка: здесь уже приходил чуть более искусный, чем ты, в чтении и письме товарищ, который сумел прочитать написанные оппонентами слова и попытался их содержательно опровергнуть, но, к сожалению, скатился в хамство, за что и был выгнан. Можешь попытаться повторить его аргументацию. Подсказка №2: ключевое слово -- сравнение.

URL
2016-09-15 в 23:17 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
один стверджує, що поляки руських ненавиділи, другий - що бажали ними бути
Не поляки, а подданные польской короны. Причем, не все, а именно живущие на Кресах Сходних. Собственно пользователь Erich_F наглядно этот подход и демонстрирует: входившие в состав Ржечи Посполитой русские земли населяли "правильные" русичи, а то что туда не попало - какие-то дикие варварские московиты.

Домовилися б вже якось на щось одне
Владислав IV Ваза до 1634 года кроме титулов Король польский и Великий князь литовский пользовался титулом Великого князя московского. Клятый москаль))

знов бажання захопити у свою погану пельку весь світ
Земли, входившие в состав русских княжеств в 12-13 веках, в настоящее время находятся на территории современных России, Украины, Белоруссии и Польши, а также Румынии и Латвии.
изображение

2016-09-15 в 23:20 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
ключевое слово -- сравнение
То есть крепостное право в Польше все-таки было? Но по сравнению с Россией - как бы не было. Так что ли?

2016-09-15 в 23:28 

krevolaz
Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
Утром проверю и посмеюсь
Это дельная мысль, чувак. Пожалуй я тоже зайду посмеяться уже завтра. ;)

2016-09-15 в 23:29 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
А можно поподробней узнать о нации "московиты"? Вот Юрий Долгорукий - он уже московит или еще нет? А Дмитрий Донской или Иван Калита? Иван Третий или Иван Грозный - они кто?

Можно. Юрий Долгорукий - рус, а остальные, что после монгольского нашествия - московиты уже. Ну с момента поднятия Московского Княжества. К слову, они себя так и называли. И другие их так называли. Что такого обидного вы увидели в этом поименовании?

2016-09-15 в 23:33 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
какие-то дикие варварские московиты.

Я где-то употребил слова "дикие" и "варварские"? Прошу не приписывать мне того, чего я не говорил.

2016-09-15 в 23:42 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
krevolaz, ладно, вижу, тебе тяжело, потому открою страшную тайну. Здесь вообще обсуждается не крепостное право. Здесь обсуждаются два художественных текста. Одна юзериня пришла заявить, что на создание одного из этих текстов повлияло крепостное право в Польше, и облажалась, попутно сделав еще несколько фактологических ошибок касательно того, что положение крестьян в Польше было хуже положения крестьян в России. Не стоит множить ее ошибку копипастой из ненадежных источников.

Ну и не могу пройти, не пнув за традиционную для ограниченного великодержавного шовиниста ошибку -- отождествление русских княжеств с современной Россией. Современная Россия -- это молодое и пестрое условно-национальное объединение, возникшее на границе восточнославянских княжеств в XV веке и включающее преимущественно тюркские и финно-угорские племена, спаянные московским койне.

URL
2016-09-16 в 01:37 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Дивні нині люди пішли)) Ти їм про одне, вони тобі про інше. Хоч би для годиться прочитав комент свого товариша, з яким я порівнювала. Хоча може просто не зрозумів, про що я))) буває...

2016-09-16 в 01:41 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Erich_F, вот вишь, они сами себя так и называют. Как в старину)))

2016-09-16 в 12:11 

Альскандера
"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Небольшая притча от братьев-германцев про мир, в котором все захотят стать королями-менедженерами, а хорошие простые работники, делающие скучные и несложные вещи - и ясное дело кайфующие от своей работы, если умеют долго и упорно делать ее руками, а не другим местом - исчезнут, как класс:


2016-09-16 в 12:27 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
:facepalm3:

А можно ролик про людей, которые умеют читать написанное глазами, расположенными в голове? Жизнь в России наталкивает на мысль, что теперь такие люди крайне редки.

URL
2016-09-16 в 12:55 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Ну с момента поднятия Московского Княжества. К слову, они себя так и называли.

М-м-м, это где такое? Можете привести пример?

2016-09-16 в 13:24 

Бонанза
-настроение поднять? -пусть валяется!
krevolaz, ты первопост не читаешь :duma:
сравнение перессказа польской сказки(не знаю какого времени) и записанного Шергиным советского времени пересказа сказки(да там есть "приметы времени"). так что можно трактовать уже не как русскую,а уже глобальнее ,как советскую... чё там «насколько в процентах русские советские тупее и ленивее тех или иных народностей»,можно добавить капиталистических,наверное или феодальних.На ваш вкус :nope:

2016-09-16 в 13:28 

Erich_F
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя//Бог не бросает Своих святых - по крайней мере, надолго!
Ilwen, Про Великое Княжество (впоследствии - Царство) Московское? Ищите сами, информации чуть больше, чем дофига.
Понятие "Россия" вместо "Московия" массово внедрилось только при Петре.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

fashion jungle

главная