16:05 

Этногенез славян или еще немного русофобии вам в ленту

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
Вы заподозрите, что я решил удесятерить концентрацию русофобии в рунетах, но я напишу еще один текст -- краткий пересказ изданной в 1979 году монографии археолога и историка-слависта Валентина Седова, посвященной этногенезу славян.

Седов излагает свою версию того, каким образом славяне отщипнулись от индоевропейского единства. Опустив все без исключения подробности, в том числе описание метода -- если вам интересно, вы пройдете по ссылочке и самостоятельно почитаете -- расскажу только самое важное. К индоевропейцам, жившим на восточной окраине ареала, примерно в нынешней Германии-Польше, и представлявшим лужицкую культуру, стали часто набегать кочевники и проредили популяцию. Тогда к лужичанам зашли их северо-восточные соседи, одно из балтских племен, представляющих поморскую культуру (а балты отщипнулись от индоевропейцев пораньше, чем славяне), и сказали: можно мы тоже тут поживем. Потом лужичане и поморы переженились, и из двух неславянских культур произошла третья, культура подклошовых погребений, которую Седов уже считает праславянской. Итак, я поздравляю великорусских шовинистов, которые это читают, им сейчас должно быть очень-очень больно.

Книга Седова очень понравилась мне еще и тем, что показывает, насколько зыбки любые границы и насколько условно понятие этноса. Черепа из захоронений играют в чехарду. Условно говоря, в каком-нибудь X в. н.э. население какого-нибудь Ополя представляло собой узконосых мезобрахиоцефалов, а уже в XIII -- широконосых долихоцефалов, относясь к одной и той же культуре и одному и тому же языку. Параллельно я читаю истории разных польских городов, и на их примере это явление особенно заметно. Например, город Тарнув со дня основания до XVIII века нес герб Лелива. Герб в Польше -- это широкое объединение, включающее до сотни родов. Не только родственники, но и друзья, конюшие и их родственники могли быть объединены одни гербом и, вероятно, будучи склонными налаживать тесные матримониальные связи внутри, становились представителями одного фенотипа. К XVIII веку Леливиты рассосались кто куда, и над городом поднялся другой герб, принадлежащий князьям Сангушко и носящий неблагозвучное для нас название Погонь. Родовая общность сменилась, но город остался, и все эти непохожие друг на друга люди продолжали надстраивать, ремонтировать и украшать городскую ратушу, которая в данном случае является самой лучшей метафорой государственности.

Что еще мне понравилось у Седова. Откровенно доставила судьба племен, не оставивших письменных памятников. Очень хорошо представляю героев одной из глав, которые сами наверняка говорили о себе что-то вроде: "Мы великие Охуилинги, грозные и воинственные, не то что какие-нибудь доходяги и хипстеры из-за Альп, которые жизни не нюхали, и не какие-нибудь славянские нищеброды с Вислы, которые просто отстой! Они все сгинут, а наши подвиги будут жить и греметь в веках и в наших потомках (ведь мы перенасиловали кучу женщин и стали бессмертны!), и никто никогда нас не забудет, ведь каждый из нас способен выдуть бочку самогона и одной левой согнуть латенскую фибулу в куриную жопку!" А археологи им говорят: "Вообще-то вы одерский подтип пшеворской культуры, относящейся к праславянскому единству и предположительно представляете германскую его составляющую, хотя мы не ебем, на каком языке вы разговаривали и кто вы такие. Кстати, вас ассимилировали. Но мы не отследили, кто. Потому что нам насрать, мы заняты, мы классифицируем горшки".

Большое удовольствие получил от книги, всем рекомендую :)

@темы: current book

URL
Комментарии
2016-09-12 в 16:16 

айронмайденовский
Невидимые беллиорцы следят за тобой!
предпоследний абзац - вынос под фанфары! :lol::lol::lol::lol:

2016-09-12 в 18:03 

fashion lemur
Богатый внутренний мир мичмана Симпсона
айронмайденовский, я старалсо))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

fashion jungle

главная