Сервис в Крыму -- нормальный!!! Это у нас представления о норме свидетельствуют о глубоких национальных комплексах. В Турции, как еще много где в исламском мире, люди не видят ничего плохого в том, чтобы взять да и унизиться за деньги, а наши туристы принимают их рабскую повадку за суперобслуживание. У турок, видимо, другие представления о достойном поведении (если вообще достоинство в их словаре есть), и им не жалко за копейку лишний раз прогнуться, а нашим недавним крепостным не жалко лишней копейки, чтобы почувствовать себя царьками. Это все из области такого садо-мазо, которое мне глубоко неприятно.
А в Крыму сервис именно что нормальный. в отелях чисто убирают, всегда улыбаются, никогда не вымогают чаевые. Бармены даже менее навязчивые, чем в столицах. Таксисты, как и везде, составляют самую отвратительную часть обслуживающего персонала, но в Крыму они, по крайней мере, не слушают шансон. Экскурсоводы могут быть разного уровня: конечно, попадаются и глуповатые, но большей частью они большие молодцы. Вот, например, Николай Петрович, старший селекционер института "Магарач" -- песня, а не дядька. Все дегустации ведет он, бывают они на Магараче по четвергам, будет возможность -- не пропустите. Или Дмитрий Тарасенко -- это вообще мегакраевед, автор книг, который и экскурсии сам водит. С официантами в "Бастионе" мне, конечно, немного не повезло: каждый день я заказывал на завтрак американо, но американо мне принесли всего один раз, в остальных случаях это было все что угодно -- эспрессо, капуччино, но не заветная моя плебейская кружка. Суперобслуживание -- в судакском "Шинке" и в "Капри" на ялтинской набережной; в "Блейзере", там же находящемся, все было превосходно вообще сколько я себя помню. Отдельная песня -- придорожные едальни на горных маршрутах. Понятно, что не всегда разнообразно, но действительно здорово. На Чатырдаге был лагман с цельными "цветочками" аниса, в районе восточных отрогов Димерджи, на Арпате и Джурджуре, -- всегда крутая выпечка.