Помните -- бумажный комбинат, сбрасывающий всякую дрянь. Я думаю, не нужно напоминать, что такое Байкал для России и для планеты... Помню, когда я делал перепост на эту тему, мне еще возразили, что бумажный комбинат -- это рабочие места для бедного замкадного региона, а дряни в Байкал валят и так много. Я, конечно, прошу прощения, я всех люблю, уважаю и никого не хочу обидеть, но это холуйская позиция: раз и так намусорено, давайте еще нагадим! Бумажного комбината на Байкале не должно быть ни при каких раскладах; если есть другие производства -- предать сведения о них гласности и также потребовать закрыть. Регион, расположенный рядом с экологической (простите, что я так говорю, но в данном случае можно) святыней, должен либо выживать за счет туризма, либо умереть. Никакой химии, никакой металлургии рядом с Байкалом быть не должно.
И тут я начал продумывать мегамаршрут. Вообразите себе: туристическая магистраль Москва-Сахалин. Фотосафари, экологический туризм, ивент-туризм. Основные эко-точки: Урал, Енисей, Байкал, Алтай, Приморье, Сахалин. Плюс можно сделать пару городских экскурсий, например, в Екатеринбурге и Тобольске, ну, и какую-нибудь развлекуху вроде карельской "в гостях у шамана". Весь маршрут -- на поезде, обратно можно самолетом. В хвост путешествия можно включить Японию.
Экологический аспект. Кто-то может сказать "какая разница, бумагу делать или туристов возить, все равно грязь". А вот и есть разница. Туристский комплекс, даже очень большой, на экологию практически не влияет. На местах (особенно на Байкале!) можно отказаться от автобусных трансферов от гостиницы к месту экскурсии, сделать экскурсии пешими или использовать электромобили (не такая уж редкость, как вы могли подумать). Те, кто считают, будто туристы с палатками экологичнее буржуев в гостинице, ошибаются. Туристы могут иметь очень правильные экологические взгляды, но не понимать, какой вред они наносят сами того не желая. Крым все это проходил, и там выработали алгоритм: организованные группы буржуев за солидное вознаграждение аккуратно ходят по единственной прочерченной тропе и боятся дышать. Чуть не туда наступил -- громадный штраф. Собранные деньги идут на содержание региона и ликвидацию ущерба от туристов же.
Экономический аспект распадается на три подпункта:
1. "Это какие же нужны вложения!" Есть такие люди -- оптимизаторы. Если не знаете ни одного, посмотрите на меня. Проехав по местам и внимательно осмотрев окрестности, я расскажу, как сделать из имеющегося материала конфетку. На самом деле, нужно не так много. От транспорта -- чтобы приезжал вовремя. От отелей -- чтобы все работало, было чисто и персонал был вежливый (зеркала в лифте и лебеди, сложенные из полотенец, нужны только быдлу, которое до Турции дорвалось, и то через два раза на третий надоедает). Любой нормальный отель сибирского города можно привести в нужную кондицию, а многие, я верю, и приводить не нужно, там уже все ок. ВСЕ!
2. "Ну и кто все это у нас купит?" Я вам открою секрет: средний класс работает на отпуск. Изрядное количество москвичей, некоторое количество провинциалов и немерено иностранцев мечтают, чтобы кто-то сделал их трансевразийское путешествие комфортным, а следовательно, возможным.
3. "И регионы вотпрямсразу озолотятся!" Не озолотятся, но неплохо подзаработают.
Честно говоря, уже хочу расписать это в виду бизнес-плана и начинать бомбить министерство развития туризма. Я понимаю, что этот проект вряд ли осуществим в ближайшее время, но, черт возьми, это ведь хорошая идея. И наверняка я не первый, к кому она пришла. Байкал нужно сохранить.