Едва оказавшись в Праге, я потащил БФ на концерт в костеле святого Ильи (орган, скрипка, сопрано). Там в ожидании концерта я легкомысленно, объясняя БФ разницу между барокко и рококо, употребил слово "пиздец". Я тут же извинился перед патроном места и попросил не поражать нас громом, но БФ после этого случая все-таки прохватил насморк. Меня католические ками решили извинить ради давнего знакомства; да и среди ками классической музыки у меня хорошее лобби. Насморк нагнал меня вчера, в Саратове. Сижу. сморкаюсь. Добрый вам совет: воздерживайтесь от матюгов в костелах. Или не посещайте полуторачасовые концерты в залах с отрицательной температурой. Бедная сопрано, как она там пела, это же опасно...

Вообще концерт удался отличный. Особенно порадовали "Готической сюитой" Боэльманна на десерт. Но самое сильное впечатление за всю поездку я получил в первый день нового года на выставке чешского барокко. Теперь я верю, что с некоторыми портретами все не так просто. Этого не очень обаятельного молодого человека зовут Михаэль Крейзингер фон Эккерфелд, он родился в 1677 году, умер в 1755, портрет написан в 1700.



Когда стоишь рядом (картинка кликабельна, можно растянуть почти до натуральной величины. Фото не мои, нарыбачил их на фликре), чувствуешь, как сквозь портрет несет потусторонним сквозняком, за ним что-то есть. Выражение лица Михаэля меняется в зависимости от того, как близко подойти и как долго смотреть. Несмотря на спокойствие всех мускулов, душевного спокойствия там нет. Если встать к портрету очень близко, можно увидеть ненависть: зрачки сужены, рот приоткрыт как для тяжелого дыхания. Отходя чуть дальше, я различал усталость, жалость и досаду, причем все эти чувства не тождественны человеческим.
Объективно это лицо не выражает вообще никаких эмоций, оно совершенно гладкое. "Настроение" создают покрасневшие веки и припухшие воспаленные губы -- может, парень рыдал трое суток, может, явился на сеанс портретирования с бодунца, а может, простудился -- как я сейчас.
Я бы все равно считал, что картина вышла именно такой неспроста, и сразу по высыхании лака парню или художнику открутили голову, но рядом висел портрет, написанный тем же мастером с той же модели ровно тридцать лет спустя.

Узнать, что произошло 30 лет спустя