По форме и содержанию -- это, кончено, олдскульная экранизация олдскульного романа с тоскливой любовной линией в середине, но поскольку за время четырех серий мне додали и тактики, и политики, и просто кровищи, в целом я удовлетворен
Вообще, конечно, история о том, как Речь Посполитая рвала саму себя изнутри, не должна мне нравиться. Я симпатизирую внутреннему устройству этого некогда государства, мне искренне симпатичен принцип, когда правом вето владел
каждый член сейма, в том числе явившийся на заседание нетрезвым. Мне бы хотелось, чтобы это государство существовало по сей день. Говорят, что сейчас Украина, Польша и Литва собираются взяться за руки покрепче, и это не может не радовать. Ну так вот, в XVII веке в Речи творился вечный кровавый замес всех против всех, но мне эта эпоха несказанно симпатична. Конкретно "Огнем и мечом" -- история о том, как Богдан Хмельницкий инициативой снизу взялся отрегулировать перекосы феодальной системы родного государства, а все остальные попытались отрегулировать Хмельницкого. Система сдержек и противовесов с применением посажения на кол и подвешения за ребро. Чем богаты
В фильме сохранен приятный баланс: поскольку и поляки, и украинцы мне симпатичны в равной степени, хорошо, что в столь же равной степени они симпатичны режиссеру. Обычно во время батальных сцен, когда наши проигрывают, я кипячусь и громко командую телевизором. А в "Огнем и мечом" всегда все ровно: наши насовали нашим, оле-оле.
Когда-то давно, читая Сенкевича, я проходил тест "Кто вы в "Огнем и мечом" и оказался Иеремией Вишневецким. Сейчас я прошел тест еще раз -- результат прежний. Раз у меня с ним такое глубокое родство, расскажу про Ярему подробнее .
читать дальшеЭто чувак, которого за жестокость из Гестапо выгнали отстранили от командования основными силами. В свете последних событий в ДНР-ЛНР мне особенно понравились вложенные в уста товарища Иеремии слова "Бунты гасят кровью, а не переговорами".
Кинематографическому Яреме я очень сочувствую. Его самые адекватные офицеры политику видели в гробе и большую часть сил тратят на пиздострадания. Остальные просто черно бухают. С одной стороны у него Сечь, где каждый первый хочет ему вынуть горло ложечкой для обуви, с другой -- собственное руководство, которое лезет под руку со словами эй-эй, у нас же классовая война, если ты поубиваешь всех наших противников, кем мы потом будем помыкать! Как делом заниматься в таких условиях?!
Исторический Ярема, кстати, все-таки дорвался до главной булавы со стразами, а умер по одной версии -- от отравления, по другой -- оттого, что запил огурцы медом. Ок, повторять не буду.
Усмотрел немного слэша в паре Скшетусский/Володыёвский. Они все время лезут друг к другу обниматься.
Но это игра в одни ворота. С первой же сцены появления Володыёвского главгерой радостно говорит ему, что нашел, на ком жениться, и упархивает долой. А Михал остается в кадре с вот таким лицом:
И еще с видом "нуипожалста" кричит ему вслед: "Да тут теперь все траур наденут!" Ога, он же первый и.
Вообще Володыёвский в фильме получился отличный. В модном на тот момент деле убивания людей он -- замечательный профессионал, и это все признают, но хронически никто не воспринимает всерьез. А из-за того, что он меньше всех на две головы, постоянно няшат и тискают. У него нервный тик, из-за которого он похож на грызуна. В книге такой хуйни не было, и всерьез Володыёвского, по-моему, не принимал только автор.