Ночь темна и полна ужасов, но я именно сегодня решил рассказать вам об одной концепции, которая не дает мне покоя уже долгое время. Речь идет о моем частном мнении насчет того, как должен выглядеть город будущего. Я не архитектор, не урбанист, я всего лишь специалист по коммуникациям. поэтому мой набросок не может выступать основой градостроительного плана или еще какой-нибудь важной и нужной бумажки. Зато он сможет стать дополнительной идеей для тех, кто будет создавать основы важных и нужных бумажек будущего.
Вот из каких принципов я исходил, придумывая свой город:
- минимальный вред экологии;
- максимальное снижение энергозатрат;
- увеличение жизненного пространства для каждого человека;
- ликвидация барьеров.
Новые города будет удобнее всего разворачивать на неубранизированных пространствах, возможно -- на тех, которые требуется рекультивировать. Этот план подойдет для того, чтобы вернуть жизнь в разоренный террористами юго-восток Украины. Этот план можно использовать в России, которая долго и эффективно разоряет и превращает в мусорку саму себя. Для этого, конечно, прежде придется чинить всю страну и менять ей административный аппарат, но рано или поздно это будет сделано, так что мои идеи обязательно пригодятся и у нас.
Главная мысль заключается в том, что город перестает мыслиться в понятиях центр-периферия. Теперь это равномерно освоенное пространство, с жилыми домами, инфраструктурой и густо примешанной к собственно городскому пространству природной средой. Старые города сохраняют значение музейно-административных центров, но выносятся за скобки нового пространства.
Город-сотычитать дальшеНовой единицей измерения городского пространства станет ячейка сот -- шестигранный участок земли, самые дальние точки которого находятся на расстоянии не более 20 километров друг от друга. На этом участке располагаются жилые домовладения, социальная инфраструктура и несколько предприятий. Почему 20 километров? Потому что главными транспортными средствами нового пространства становятся электромобиль, велосипед, а также модели, совмещающие качества того и другого. Средняя скорость передвижения по городу -- 20 км/ч. Таким образом, за час любой человек может гарантированно успеть попасть в любое место своего макроквартала. Соты между собой соединяют подвесные монорельсы; грузоперевозки берут на себя они же.
Одно из требований к пространству -- отсутствие перепадов рельефа или максимальное их сглаживание. Лучше один раз срыть пару холмов, чем многократно тратить дополнительные объемы энергии для преодоления препятствий.
Чего в городах не будет -- так это оффлайн-торговли. Необходимость обмениваться товарами вызвала к жизни ту модель урбанизации, которая сейчас явно зашла в тупик: неинтересно делать города еще более населенными, торговые площади -- еще более роскошными и громоздкими. Интересно вынести все это хозяйство в интернет, оставив в реальности только основанную на курьерах систему логистики. Рабочие места вместо торговых залов. Такая история.
Энергодоноры и энергореципиенты
Один макроквартал может принадлежать по организации своего пространства к энергодонорам либо к энергореципиентам.
Для энергодоноров подходит открытое пространство, с большим количеством ветра и солнца. Эти же пространства подходят для предприятий, занимающихся выращиванием растений и животных. Бывшая сельская местность разумно урбанизированной зоной, с близостью земель орошаемого клина, с теплицами, похожими на крытые парки, и другими замечательными вещами.
С теплицами все более-менее понятно, но как переупаковать в новое городское пространство пашни и пастбища? Может быть, каждый макроквартал застроенного пространства можно окружить "сотами", заполненными участками без застройки. А может быть, совсем вынести этот вид прежнего сельского хозяйства за скобки городской среды, куда-то за край цивилизации, куда работники будут выезжать вахтовым методом, на большое приключение.
Город в лесу
Энергореципиенты располагаются на участках, которые откуда-нибудь из космоса ничем не отличаются от обычного леса. Внутри макроквартала расположены промышленные производства, жилые дома, инфраструктурные сооружения -- все необходимое, но все свободные места заняты деревьями. Причем это именно инфраструктура вписана в интерьер леса, а не деревьям -- "так и быть!" -- оставлены участки по бордюрам дорог. Здесь уже не поместятся ни солнечные батареи, ни ветряки, -- энергия сюда будет поступать извне. Зато здесь можно расположить производства с не полностью замкнутым циклом: с некоторым количеством выбросов в атмосферу лесная среда сможет справиться.
Энергореципиентные участки могут быть развернуты на прежних древних полигонах ТБО, с небольшими заводами по добыче полезных ископаемых из недр мусора.
Это еще не вся история. Позднее здесь появится рассказ о том, чем жизнь "новых горожан" будет отличаться от нашей, в каких они будут жить домах, на какой работе работать и многое, многое другое