В последние дни на якобы нейтральных сайтах "про жизнь" вроде Adme появилось несколько статей формата "10 признаков современного подростка". В них ненавязчиво проводится мысль, что эти милленеалы и постмилленеалы - зверьки, конечно, милые, но страшно тупые. Можно понять, что заказ публикаций напрямую соотносится с 26 марта и 12 июня, но меня не политический аспект воодушевил.

Честно говоря, у меня в душе давно копилась злость на российское поколение 1970-го года рождения и ранее. Всякие обобщения -- зло, но мне реально приходится делать над собой усилие, чтобы напомнить себе: к нему относятся и неплохие персонажи тоже! Явлинский, скажем, или Михаил Константинович Щербаков. Среди моих френдов и родственников тоже есть прекрасные люди возраста 47+. И все-таки я сейчас запишу свое алаверды обобщающим статьям о подростках.

Итак, кто такие россияне старшего поколения и что их объядиняет? Одно: их становление проходило в условиях жесточайшей информационной депривации. Проще говоря, интернета у них не было. Совсем. До позднего возраста. До возраста, когда многим стало трагически поздно. В моем детстве интернета тоже не было, но уже появились соросовские библиотеки, где я и проводил большую часть времени. В лучших условиях оказывались профессорские дети, имевшие доступ к энциклопедии мировой литературы и другим классным вещам. А у большинства советских людей за счастье было добыть "Графа Монте-Кристо", получив к нему в нагрузку очередной трехтомник Пушкина. Какие общие черты сформировались у советчан в силу ужасных условий их произрастания? Извольте, расскажу.

1. Советские люди не понимают, что Россия -- не пуп земли. Их мировоззрение искажено страшненькой и безальтернативной (интернета-то нет!) школьной программой. Литература -- это Пушкин и Толстой, плюс с боку торчит небольшой Шекспир. Вийон-Уитмен-Шимборска-Ибсен? Не, не слышали. Естественен вывод: русские облагодетельствовали планету, до нас и стихов-то никто писать не умел. Россияне уверены, что английский язык очень бедный, ведь на нем можно сказать только "Лондон из э кэпитал оф Грэйтбритан", да и то с трудом. Остальное -- вообще не языки, а баловство. История тоже вся творилась только в России. Какая Грюнвальдская битва? Какая Лига Камбре? Понапридумывали, чтобы туристов обирать, вот и все.

2. Советские люди не понимают, что любое явление физического и, тем более, социального мира -- не более чем частный случай. Брак как союз мужчины и женщины -- не более чем один из вариантов, монотеизм -- маленький серый кусочек разноцветной мозаики, нации и расы -- видимый нам краткий миг бесконечного перетекания и превращения. У советского человека от мысли об этом подкашиваются слабые коленочки. Всю школьную юность его жестко дрессировали, он выучился жить в рамках, он считает их несущими стенами мироздания. Он готов кричать и плакать, пока все не станет обратно простым, понятным и незыблемым. Расизм, сексизм, гомофобия -- они все отсюда. К сожалению, эти "ценности" -- штука живучая, и не только старшее поколение страдает ими.

3. Советский человек легковерен до тупости. Поверьте мне, много лет имевшему дело со сводками МВД: средний возраст виновных в мошенничестве всегда намного ниже, чем средний возраст жертв мошенничества. Дело не в старческой деменции: их так воспитали. Советский человек -- тот, кого легко обобрать. У пожилого шведа или француза первая реакция на любую непонятную фигню -- "я сейчас полицию вызову". Советский человек тоже злобен, но даже из злобы не в состоянии извлечь пользы. Кроме того, он не умеет обращться с одним из базовых свойств, присущим всему нашему виду -- верой в чудеса. Не "поколение ЕГЭ", а именно советикусы массово заряжали воду и "крэмы" от Чумака в телевизоре. Мы, младшие поколения, не боимся нашей внутренней страны фей, знаем ее язык, гуляем в ее масках, и потому без ущерба для кошелька гадаем друг другу на таро, пока старшее поколение в экзистенциальном ужасе перед возможностью чуда носит экстрасенсам сотни тысяч, а потом столько же -- попам всех конфессий, чтобы замолить этот грех.

4. У советского человека нет ни фэндомов, ни хобби. Если у него мужские половые органы, он знает, что ему положено любить охоту и рыбалку, если женские -- кулинарию и рукоделие. Девиации редки; если не хочешь, чтобы из-за угла выпрыгнул Шукшин и вставил тебя в рассказ про микроскоп, не ходи за межу рыбалки и кулинарии.

5. Советский человек не умеет себя занять и потому лезет общаться с незнакомыми людьми, даже если они этого не хотят. Зрелые попутчики в поезде -- это крышка. Некоторые особо отмороженные могут успеть навязать тебе свое общество даже когда ты просто прошел мимо на улице. Жизнь без социальных сетей так изуродовала их мозги, что они не понимают: это для того, чтобы начать общение, нужна веская причина. Окружающим не нужна причина, чтобы отказать им в общении. Миллениалы, какими бы недалекими они ни были, такого себе не позволяют.

6. Советский человек -- это хрестоматия самых ядреных (а иногда токсичных) благоглупостей, от которых у нормального человека уши втягиваются внутрь черепа и отказываются вылезать обратно. Если вы слишите "человек -- песчинка во вселенной", "учитесь ценить каждый день своей жизни", "детки -- это щастье", мимо вас прошел человек 47+. Прочитай Камю и повесся, урод! -- обычно кричу я вслед такому мудрецу, но не слышу своего крика, потому что уши уже сидят внутри головы, заткнув наружный слуховой проход мочками.

7. Ну и конечно же, советский человек считает свою калечную школу самой лучшей, свое унылое детство -- самым классноразвивающим, свои варварские традиции -- самыми душевными. И это печальнее всего.