Не так давно я прошел забавный тест на шизофрению. Забегаю вперед. скажу: нет, у меня согласно этому тесту нормоз в тяжелой фазе, тяжелее только в БФ)) Если хотите. расскажу вам сначала про тест, а потом про некоторые забавные из него выводы.
как пройти тестТест заключается в том, что вам надо сесть и спокойно, не торопясь, в течение двух-трех минут вспомнить максимальное количество животных.
РасшифровкаЕсли вы вспомнили меньше 25 штук, у вас проблемы. Если 40 и более -- у вас нет проблем. Посередине -- возможны варианты. Но самое главное, посмотрите на ваш список животных проанализируйте, каким логическим методом вы пользовались, когда его составляли. Обычно для того, чтобы извлечь из себя такое количество информации, нужно следовать логическим подсказкам: распределять животных по ареалу обитания, или по близкородственным видам, или по начальным буквам названий. Если вы придумали систему, вы успешно справитесь с задачей Также это означает, что у вас не нарушены когнитивные процессы. Если же названия просто всплывают в голове сами по себе, а выработать стратегию не получается -- беда, чо.
Что касается меня, я с перепугу наколбасил 44 вида за две минуты, но методология у меня была размытая. Мои животные выстроились в одну ассоциативную цепь. Например: собака (ездовая собака, север) -- тюлень -- кит (большое животное) -- слон (Африка) -- лев, крокодил, жираф, антилопа (копытные) -- лама, альпака и т.д. Но если с задачей я справился, значит, мой способ мышления оставляет мне шанс прожить в нашем динамичном мире. Далеко идущие выводы...И после того, как я протестировал всех вокруг себя, кто не успел спастись бегством, я вдруг подумал: а как справляться с этим заданием людям, которые в силу обстоятельств своей жизни просто не знают такого количества животных? Например, предположим, что мы отправляемся в прошлое и тестируем условного Микулу Селяниновича, который -- не дурак и не сумасшедший, но всю жизнь пасет корову одна штука и козу одна штука, знает, что в лесу есть волк, медведь и белка, но на этом его горизонты заканчиваются, и 40 животных в них не набирается. Я напрягаюсь и пытаюсь представить какую-либо иную актуальную для него категорию, в которой набралось бы более 40 наименований, но не могу. Выбор растений у Микулы тоже ограничен климатической зоной и практическими потребностями. Названия стадий половозрелости козы или видов навоза, может быть, и обогатили бы словарь городского человека, но 40 штук среди них тоже не набирается. Вокруг нашего Селяниновича просто нет достаточно информации, чтобы определить, способен ли он ею оперировать.
Тогда я подумал: а подлинно ли является Микула Селянинович психически здоровым в нашем понимании человеком, если его разум сформировался в условиях, которые мы со своей колокольни определяем как жесткий информационный голод? Может быть, сейчас, в нашем обществе, гр. Селянинович был бы человеком с инвалидностью, частично способным обслуживать себя, но временами опасным для социума? Неадекватность, неспособность рассуждать логически, немотивированная агрессия, неспособность идти на полноценный эмоциональный контакт, постоянная близость к галлюцинациям -- вот из чего состоят былины, жития святых и другие подобные тексты. Я понимаю, что я не специалист и не имею права делать столь широкие выводы, но сегодня мне попалась фраза из старого интервью Анны Варги: "Средневековый человек, живущий в европейском городе, понимал точно, как он будет жить. Родился в семье портного — скорее всего, будет портным, женится, дети и т.п. Нет психологических проблем. Возможно, и психики в нашем понимании нет".
Думаю, нам всем следует помнить, что наша цивилизация совсем недавно вынырнула из тотального безумия и не пытаться натянуть на себя свитку Микулы Селяниновича.
@темы:
я принес вам тему для холивара
stelazin.livejournal.com/101755.html
Биологические предпосылки религии. Совпадение, но чертовски забавное.
Зависит от века, наверное. Люди, рожденные в середине-конце 19 века не так сильно отличались от нынешних в плане логики и эмоций. Как минимум, отдельные их представители, знакомые мне по рассказам очевидцев.
А про приметы -- да, классно.
И ссылка отличная!
Ну а ограниченность активной человеческой памяти научно доказанный факт, вплоть до прогнозирования процессов забывания неактивной информации.
согласен, что в 19 веке люди отличались от нынешних не слишком сильно, если были грамотны и имели доступ к книгам.
могу предположить, что некоторая часть современных людей (поголовно грамотных) мало отличается по уровню развития (логика, эмоц.сфера, агрессивность) от неграмотных предков.
Почему? Я вижу свидетельства обратного: больше информации = качественный скачок когнитивных способностей.
И снова простыня
fashion lemur, следует отметить, что "ученые прошлого" не имели стандартных методик. Здесь уместно вспомнить теорию флогистона и ее опровержение. Кроме того, человеку, воспитанному в религиозно-мистической традиции очень трудно выйти за ее рамки, сформировав впервые строго научную в современном понимании теорию. Я не помню, как называется это явление, но даже современные ученные иногда склонны отбрасывать факты и значения, которые не укладываются в традиционную схему (традиционной схемой можно считать, в том числе, значения, лежащие в пределах допустимой погрешности... ту самую "норму"), что неминуемо ведет к неточностям научных теорий. Так и человек, который не может не верить в существование бога и его вмешательства (в статье, ссылку на которую я сбросила, вполне объясняется, почему он не могу не верить), будет логичен со своей точки зрения - "это так, потому что на то Воля Его". И, к слову, будет более одобряем и принимаем обществом и "научными светилами" своего времени, чем человек, утверждающий обратное. И, соответственно, имеет больше шансов на оставление своих трудов несожжеными, несгнившими и в памяти потомков. По сути, вся история науки - хронология торжества желания знать и построить систему знания над желанием слепо верить.
Более того, современные ученные-профессионалы вряд ли будут столь успешны в науке, как их предшественники-любители, вооруженные грубыми, часто - самодельными или изготовленными вручную инструментами.
О мифах - поищи "мифологическое сознание". Появление мифов невозможно без желания человека объяснить происходящее. Да, объяснение строится на ложных данных или слишком вольных допущениях, но оно логично.
Об эмоциональном развитии... Скорее, общество гуманизируется. По крайней мере, оно усиленно пытается казаться гуманным и терпимым. Как ранее пыталось казаться, например, религиозным. Получается, как всегда, плохо.
Почему? Я вижу свидетельства обратного: больше информации = качественный скачок когнитивных способностей.
"насильно мил не будешь". Это действительно навык. "Больше информации" стоит дополнить частью "которую обрабатывают", у многих людей даже школьный курс проходит мимо, мимо. Как любой навык, этот развивается при должной тренировке.
Так что и малограмотные крестьянские парни, и нынешние гопники развлекаются примерно одинаково: лупят и грабят чужаков и ходят стенка на стенку. Ну и у нынешних гопников несколько больше связаны руки законодательством, что не отменняет наличия откровенных отморозков.
Я вижу свидетельства обратного: больше информации = качественный скачок когнитивных способностей.
Оо А я не вижу. Не дает сама по себе информация ничего без навыка ее анализировать, делать выводы и применять. Без этих навыков информация =бесполезный хлам. Это отдельные навыки, которым точно так же учат (или не учат). Этим же (похожим) навыкам учили (или не учили) раньше.
Собственно, я на обилие информации не жалуюсь, да и НТР особенно благодарна за возможность праздно обсуждать в интернете всякое, а не пахать до измора. Хотя я скорее считаю, что объем моих знаний и объем знаний какой-нибудь селянки позапрошлого века примерно одинаков (просто наполнение разное).
ШТОА?!
А что вас так шокирует? Я хорошо если знаю сотую (скорее на порядо меньше) долю информации, известной этой гипотетической селянке, а она примерно столько же от моего объема информации. Информация разная.
Сядут ли современные ученые в лужу, если их поставить в старинные условия? Вряд ли. Это всего лишь логическое развитие кокетливого бонмо Ньютона о том, что он стоял на плечах гигантов, ставшее одной из самоуничижительных мифологем современности.
Наконец, гуманизация -- это и есть итог (этап?) эмоционального развития. Сформулированная потребность в гуманности -- наш новый уровень. Сравнение с "обществом, которое хотело казаться религиозным" не вполне корректно. Во-первых, точнее будет сказать, что общество хотело казаться праведным с точки зрения актуальной на тот момент системы нравственных координат. Во-вторых, соотносить религиозность с эмоциональным развитием, мне кажется, бессмысленно.
Было бы действительно любопытно по-настоящему замерить объем известной тебе информации и информации, которой обладала среднестатистическая крестьянка. То, что ты воспроизводишь, является еще одним способом озвучить известное заблуждение о том, что люди не меняются, а предки "не глупее нас были". Увеличение объема информации, которым приходится оперировать, в сравнении с ситуацией хотя бы столетней давности -- это общее место всех трудов по антропологии, поэтому ты, разумеется, не права. Вопрос только в том, какую именно долю твоего опыта займет весь жизненный опыт твоей столетней давности неграмотной ровесницы, если представить суммы ваших знаний, например, в виде текстовых описаний. Я ставлю стольник, что ее жизнь уместится в твою главу "одежда и аксессуары, какими они бывают, где продаются, как их сделать самостоятельно и как сочетать".
На этот счет могут быть разные точки зрения.
Наконец, гуманизация -- это и есть итог (этап?) эмоционального развития.
Если бы общество развивалось по-другому, мы бы сейчас утверждали, что человек должен быть закален страданием, например. Но это мысли в сторону. Я не могу утверждать, насколько необходимой является гуманность для развития гармоничного общества. Современные концепции считают, что необходима. Дальше - видно будет посмотреть. Точка зрения на то, что общество старается казаться гуманным осталась неизменной, но уточнение в формулировке принимается. Кроме того, религиозность я с эмоциональным развитием не соотношу, религиозность логичнее соотносить с сознанием.
мифна самом деле он ничего не означает, несут смысл лишь его толкования
Миф рождается из попытки толкования явления. Любого - от явления природы (боги-громовержцы, бог-солнце, многочисленные представители чистой и нечистой силы) до психических заболеваний (бесноватые всех мастей) и болезней. Человека на этом этапе развития сбивает с пути истинного Дьявол ("бес попутал"), водит за нос Леший, прячет вещи озлобленный Домовой. Человек на этом этапе развития просто не знает о свойствах мозга, о патогенах, об иммунитете и всем том, о чем знаем (а знаем ли? А может тоже - верим?) мы. И пытается объяснить как может. Таковы первичные мифы - они объясняют происхождение мира, человека и явления, происходящие в нем.
Хотя, конечно, сейчас миф действительно ничего не значит, но тогда он формировал картину мира. впрочем, сейчас многим мифы (конечно, не о богах-героях, другие) тоже формируют картину мира, но мы, надеюсь, к этим людям не?
Скорее, ты не прав. У тебя специфические представления о жизни и быте в селе в настоящем и в прошлом.
Чувствую, что мне повезло, что в моей семье было принято рассказывать о жизни предков, я хотя бы умозрительно могу представить объем знаний и навыков. Ну и еще ты переоцениваешь объем моей (или не только моей) активной памяти.
Насчет мифов у тебя получилась некоторая каша. Во-первых, ты смешиваешь мифы с быличками. Во-вторых, ты смешиваешь генезис мифа и его функцию. Долго объяснять, возьми Мелетинского)))
А вот мысль о том, возможно ли альтернативное развитие цивилизации, очень интересна, но на ограниченном историческом материале мы не можем ее развивать иначе как в виде безжизненных моделей. Если бы существовала вторая цивилизация с техническими возможностями современного "атлантического" мира, как было бы хорошо сравнить. Я придерживаюсь приписываемой всем либералам теории, что путь развития представлений о благе скорее безальтернативен. То есть хоть были бы мы хоть неграми преклонных годов, хоть разумными ящерицами, -- развив материальную базу достаточно, мы бы пришли к модели общества, основанного признании личности высшей ценностью.
К слову, "Физиология нервной деятельности" Даниловой оказалась действительно интересной и достаточно понятной книгой в части объяснения устройства памяти. Рекомендую, если эта часть темы тебе еще интересна.