
Опубликовал на очередном фотоконкурсе картинку из Версаля. Хотел подписать каким-нибудь веселым стишком и неожиданно нашел очень подходящий у Маяковского.
ВЕРСАЛЬ
По этой
дороге,
спеша во дворец,
бесчисленные Людовики
трясли
в шелках
золоченых каретц
телес
десятипудовики.
читать дальше И ляжек
своих
отмахав шатуны,
по ней,
марсельезой пропет,
плюя на корону,
теряя штаны,
бежал
из Парижа
Капет.
Теперь
по ней
веселый Париж
гоняет
авто рассияв, —
кокотки,
рантье, подсчитавший барыш,
американцы
и я.
Версаль.
Возглас первый:
«Хорошо жили стервы!»
Дворцы
на тыщи спален и зал —
и в каждой
и стол
и кровать.
Таких
вторых
и построить нельзя —
хоть целую жизнь
воровать!
А за дворцом,
и сюды
и туды,
чтоб жизнь им
была
свежа,
пруды,
фонтаны,
и снова пруды
с фонтаном
из медных жаб.
Вокруг,
в поощренье
жантильных манер,
дорожки
полны стату́ями —
везде Аполлоны,
а этих
Венер
безруких, —
так целые уймы.
А дальше —
жилья
для их Помпадурш —
Большой Трианон
и Маленький.
Вот тут
Помпадуршу
водили под душ,
вот тут
помпадуршины спаленки.
Смотрю на жизнь —
ах, как не нова!
Красивость —
аж дух выматывает!
Как будто
влип
в акварель Бенуа,
к каким-то
стишкам Ахматовой.
Я все осмотрел,
поощупал вещи.
Из всей
красотищи этой
мне
больше всего
понравилась трещина
на столике
Антуанетты.
В него
штыка революции
клин
вогнали,
пляша под распевку,
когда
санкюлоты
поволокли
на эшафот
королевку.
Смотрю,
а все же —
завидные видики!
Сады завидные —
в розах!
Скорей бы
культуру
такой же выделки,
но в новый,
машинный ро́змах!
В музеи
вот эти
лачуги б вымести!
Сюда бы —
стальной
и стекольный
рабочий дворец
миллионной вместимости, —
такой,
чтоб и глазу больно.
Всем,
еще имеющим
купоны
и монеты,
всем царям —
еще имеющимся —
в назидание:
с гильотины неба,
головой Антуанетты,
солнце
покатилось
умирать на зданиях.
Расплылась
и лип
и каштанов толпа,
слегка
листочки ворся.
Прозрачный
вечерний
небесный колпак
закрыл
музейный Версаль.
[1925]Внутренние покои Версаля действительно тяжело воспринимать. Они выматывают своим (для современного человека -- колхозным) стремлением "сделать богато": тут позолота, позолота, позолота, а тут мы ишшо розанами все размалюем!
Насчет того, что на такую красоту нельзя наворовать, Маяковский заблуждался: наш Меншиков вполне преуспел. Первоначальный стиль отделки его дворцов как раз не отличался от версальского: богато-пребогато, позолота и розаны. Жил бы в наше время, затянул бы пару комнат целиком в леапёрда. Прежде мне казалось, это были личные проблемы и комплексы колхозного Данилыча, но в Версале я понял -- нет, пацан был тренде.
Маяковскому больше всего понравился след от революционного штыка в столике Антуанетты. Вообще любому человеку в путешествии больше всего нравится то, что можно повесить на крючок внутри себя. Поэтому мне не особенно понравился Версаль -- он мне так и остался целиком безразличен.